Игры по финансовой грамотности в детском саду

Игры по финансовой грамотности в детском саду

Формирование основ финансовой грамотности у детей начинается с довольно раннего возраста. Уже с трёх лет родителя объясняют ребёнку, что нельзя брать игрушки и шоколадки с прилавка, что за всё нужно платить деньги. Это и есть первые ступени понимания финансового мира.

 

Если ребёнок ходит в детский сад, то уже с младшей группы там проходят уроки по финансовой грамотности. Ведение дисциплины экономических знаний в детских садах предусматривается распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации».

Чтобы её реализовать, в ДОУ должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда (РППС), позволяющая воспитателям проводить интересные и плодотворные тематические занятия на тему финансовой грамотности у дошкольников.





Что должно входить в РППС для обучения финансовой грамотности в детском саду?

Здесь можно выделить три направления:

Информационное – книги, мультфильмы, стенды на тему денег и денежной грамотности.

Книги на тему финансов для дошкольников: Энид Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе», Бодо Шефер «Пёс по имени Мани», Елена Уляева «Откуда берутся деньги. Энциклопедия для малышей», Татьяна Попова, Анастасия Булавкина «Волшебный банкомат. Детям об экономике». На примере книжных персонажей, которые сталкиваются с различными ситуациями, окружающими людей в повседневной жизни, дети знакомятся со многими финансовыми понятиями и рассуждают с воспитателем о действиях героев.

Для воспитателей есть методическая литература, облегчающая проведение занятий по финансовой грамотности. Серия «Занимательные финансы»: Стахович, Семенкова, Рыжановская «Азы для дошкольников. Комплект пособий», "Сборник театрализованных игр. Пособие для воспитателей и родителей».

Занимательно-экономическое – настольные игры, кроссворды, головоломки, викторины на экономические темы.

Деятельно-игровое - дидактические игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Аукцион» и тд.

Компания «АЛМА» предлагает несколько вариантов оборудования по финансовой грамотности для ДОУ:

МИК «АЛМА Финансовая грамотность» состоит из детского киоска «АЛМА Магазин», кассы, тележки, карточек продуктов, печатных дубликатов денег, пластиковых карт, кошелька и копилок. С ними чрезвычайно легко организовать игру в «Магазин» и ещё много других методических игр! 




Интерактивная сенсорная панель «АЛМА Банкомат», где собрано 4 блока занятий и 10 разноформатных игр на тему финансовой грамотности. В увлекательной игровой форме дети проходят такие темы, как товар, монеты и купюры, профессии и их атрибуты, как происходит процесс покупки и многое другое. Современные дети с удовольствием занимаются с интерактивными гаджетами, их не приходится заставлять и мотивировать.



МИК «Финансовый гений» включает сенсорную панель «АЛМА Банкомат» и «АЛМА Финансовая грамотность» одновременно, что делает этот интерактивный комплекс поистине универсальным. С ним можно организовать и сюжетно-ролевые игры, и обучить детей новым знаниям с помощью уроков, игр и головоломок в интерактивной среде.




1. Финансовая грамотность для младших и средних групп ДОУ

На примере игрового оборудования «АЛМА Финансовая грамотность», «АЛМА Банкомат», «Финансовый гений».

Игра «Магазин»

МИК "АЛМА Финансовая грамотность"

Все дети любят ходить за покупками, но при этом не задумываются о том, из каких частей состоит этот процесс. В игровой форме им легче будет усвоить основные понятия. Вам понадобятся товары, касса, игрушечные деньги и корзина для покупок. В «АЛМА Финансовая грамотность» уже есть всё необходимое для организации продуктового магазина. Далее надо выбрать продавца, а остальные ребята станут покупателями.

Раздав купюры, отправьте их за покупками и в процессе проведите беседу, затрагивая следующие подтемы:

· Что такое деньги и товар;

· Почему все товары имеют разную цену;

· Почему нельзя получить что-то бесплатно;

· Из каких шагов состоит процесс покупки;

· Как взрослые зарабатывают деньги, и почему важен труд.

Пусть детки размышляют и высказывают свои версии.

Игра «Какой товар лишний?»

Перед ребёнком выкладывается несколько карточек с изображениями товаров. Воспитатель говорит: «Мальчика Петю мама отправила купить фрукты, но он купил кое-что лишнее. Посмотрите, дети, что отсюда следует убрать?» Ребёнок должен обобщить картинки по определённому признаку и исключить одну из них.

Эта игра тренирует умение классифицировать и обобщать предметы, а также развивает знания о товарных группах «Хлебобулочные изделия», «Бакалея», «Фрукты и овощи» и тд.

Игра «Найди одинаковые купюры»

Разложите на столе 6-8 купюр в произвольном порядке. Ребёнку нужно подойти к столу и собрать пары. Это развивает внимательность, память, моторику пальцев рук. При проведении игры воспитатель может проговаривать номинал купюр, чтобы дети запоминали, как выглядят тысяча рублей и сто, и что из них больше.

Урок творчества «Делаем копилку своими руками»

Копилка "Весёлая ферма"

Идея смастерить красивую копилку понравится каждому малышу.

Вам понадобятся:

· Одноразовые бумажные стаканчики с крышкой для каждого воспитанника;

· Декор для украшения. Это могут быть цветная бумага, наклейки, бусинки, ленточки и тесьма, краски для рисования;

· Монетки разных размеров и номиналов.

В крышечках проделываются отверстия для монет, и можно приступить к декорированию. Каждый малыш выбирает элементы по своему усмотрению. После изготовления копилок можно научиться кидать монетки, доставать их, считать и сравнивать. Такое занятие не просто учит счёту и пониманию накопления денег, но также развивает моторику пальцев и творческие способности.


Игра «Желаемое или необходимое»

На каждого участника понадобятся по две карточки разных цветов (например, синяя и красная). Сначала стоит расспросить детей о том, есть ли разница между этими словами, что они означают. Пусть расскажут, какие товары в их понимании относятся к повседневным нуждам, а какие хочется просто иметь.

Определите, что желаемое — это синяя карточка, а необходимое — красная. Воспитатель должен называть или показывать предмет, а ребята поднимать соответствующую карточку. Например, хлеб, молоко, одежда, обувь — товары, необходимые для жизни, а игрушки, конфеты, воздушные шарики, роликовые коньки — предметы, которые хочется иметь.

Так ребята научатся отличать продукцию по значимости, что в дальнейшем сформирует у них умение распределять приоритеты.

Игра «Платное или бесплатное»

Активный вид занятия для того, чтобы дети научились определять, какие действия требуют денежных вложений, а какие можно получить абсолютно бесплатно. Суть заключается в том, чтобы участники встали в круг вокруг воспитателя, который кидает им мяч, называя всевозможные мероприятия.

Например, сходить в кино, прокатиться на аттракционе, поесть в кафе пиццу можно только за деньги, а прогуляться по парку, поиграть в снежки, обнимать близких и т.д. можно совершенно бесплатно.

Если действие требует материальных затрат, то нужно быстро отбить мяч, а если наоборот, то следует его поймать. Это забавное развлечение повеселит малышей и научит не только быть ловкими и внимательными, но также пониманию, что мир многогранен и состоит из разных удовольствий.

2. Финансовая грамотность для старших и подготовительных групп ДОУ

В данной возрастной категории подход к вопросам экономики становится шире и сложнее. Обычно ребята в возрасте 5-7 лет имеют небольшие познания в денежной сфере. Им легче определить дорогой товар или дешевый, они знают, что между покупкой телевизора и шоколадки есть разница, поэтому и подготовка к занятиям должна быть более серьёзной.

Игра «Магазин»

В отличие от младших групп, ребятам перед походом в маркет необходимо составить список покупок и определить, хватит ли у них денег. Выдавайте ограниченное число, чтобы дети учились распределять приоритеты, на что в первую очередь надо потратить – на икру или мясо, хлеб и молоко.

АЛМА Банкомат

Также следует провести небольшой опрос и узнать, насколько все осведомлены о том, что такое банковская карта, банкомат, скидки, реклама и т.д. Чтобы познакомить с новыми, незнакомыми для них терминами финансовой дисциплины, можно использовать сенсорную панель«АЛМА банкомат»

Например, выберете на панели урок про хранение денег и запустите игру. Виртуальный банкомат позволит детям потренироваться класть и снимать с него деньги, одновременно сортируя их по номиналу от большего к меньшему.

В ходе игры преподавать объясняет принцип работы устройства, как он связан с банком, и почему деньги из банкомата не выдаются волшебным образом. Сколько их туда положили или начислили, ровно столько и получают обратно.

В сюжетно-ролевой игре «Магазин» могут добавиться новые действующие лица. Распределите между участниками роли: кассир, продавец, покупатель, охранник. Пусть один из «покупателей» тайно получит задание украсть товар без оплаты.

Охраннику и продавцу надо следить за процессом покупок и пытаться разоблачить воришку. Заодно дети на практике понимают, что хорошо быть честным, потому что воровство приводит к наказанию и даже тюрьме.

Игра «Рассортируй купюры»

Детям даётся кучка банкнот и монет, которые надо рассортировать от меньшего к большему. Монеты в одну сторону – купюры в другую. Для большего азарта воспитатель может разбить детей на команды, чтобы они соревновались в скорости выполнения задания. Как только один ребёнок правильно закончит действия, купюры опять мешаются, и второй ребёнок из команды бежит к столу.

Эта игра учит отличать монеты от банкнот, правильно определять их номинал и классифицировать деньги от большего к меньшему и наоборот.

Творческое занятие «Благотворительная ярмарка» 

Как формируется цена, почему один товар хотят купить, а на другой нет покупателей, почему цена и прибыль не одно и то же — на эти и другие вопросы воспитанники смогут ответить после подобного урока.

Каждый ребёнок вместе с родителями должен выбрать, что он будет создавать (производить). Это может быть поделка из шишек и пластилина, рисунок, печенье, леденцы на палочке, мягкая игрушка или плетёный браслет. Такое задание даётся на дом, а через некоторое время проводится ярмарка, куда могут прийти родители и другие родственники и друзья воспитанников. Родителям и родственникам запрещено покупать товары своих детей.

Ребята по очереди представляют свою продукцию, рассказывая подробно:

  • как создавался продукт;
  • какие потребовались материалы;
  • сколько было потрачено денег и времени;
  • какую он назначил цену.

Такая игра учит презентовать свою работу, развивать навыки продажи, выступать перед аудиторией, анализировать товары конкурента и делать выводы, что можно было сделать лучше в своём товаре. Эти качества имеют большое значение во взрослой жизни, и учиться им нужно уже с детского сада.

Все собранные деньги ребята могут положить в копилку группы и отдать на какое-нибудь благотворительное дело.

Настольные игры

Сюда относятся любые настольные игры с экономической тематикой. Это может быть и «Монополия», которая есть для возраста 6-8 лет. Или «Фиксиномика», в которой дети играют за фиксиков, создают свои изобретения и конкурируют с другими игроками на аукционе, чтобы победить. С помощью таких игр у дошкольников хорошо развиваются навыки предпринимательства, мышления, сосредоточенности, внимательности. Также вырабатываются навыки счёта, умение обращаться с бюджетом и принимать решения.

Игра «Знаток профессий»

Игра с мячом на выбывание. Правила просты: передавая мяч по кругу, ребята называют все известные им профессии, стараясь не выдерживать длинные паузы. Тот, кто не ответил, выбывает. Главный знаток становится победителем.

Игра «Атрибуты профессий»

Воспитатель кидает детям мяч, называя атрибуты, связанные с определённой профессией. А ребёнок должен сказать, что это за профессия. Например, шприц – доктор, компьютер – программист, юбка-пачка – балерина, поливочный шланг – садовник. Также игра может вестись в обратном порядке, когда ведущий называет профессию, а ребята должны назвать предметы, с ней связанные.

Викторина «Финансовая грамотность»

С её помощью дети укрепят полученные знания и смогут показать, чему научились за определенное время. Серьёзность викторины должна сопровождаться наградами. Подготовьте призы (это могут быть мелкие игрушки или сладости), промежуточные поощрения (фишки или наклейки за правильный ответ) и карточки с вопросами. Задания должны быть чётко сформулированными, понятными для детского восприятия. Обязательно нужно затронуть такие темы, как:

· Деньги: для чего они, откуда берутся, как их получить и т.д.

· Заработная плата и всё, что связано с трудом, работой и профессиями;

· Что такое семейный бюджет, как распоряжаться, какие ставить цели и другие немаловажные вопросы.

Можно разделить детей на две или три команды, чтобы у них было ещё больше мотивации соревноваться за получение призов. Задания должны сменяться: сначала вопрос, потом сортировка предметов на скорость, потом решение логической задачки – так детям не будет скучно, и они будут вовлечены в процесс.

Финансовая грамотность — это фундамент экономического успеха человека, поэтому развивать её необходимо с малых лет. И дошкольные образовательные учреждения должны вносить свою лепту, закладывая основы финансовой грамотности в юные головы воспитанников. Благодаря таким играм, занятиям и викторинам у детей в будущем будет понимание, что такое деньги, и мотивация развиваться в финансовых вопросах.